Юрьевец

по своему положению принадлежит к примечательным местам на Волге. Расположенный при подошве гор правого берега, который здесь значительно высок и разнообразно изрыт глубокими оврагами, разделяющими высоты, этот город очень живописен!

Узнать больше

Web дизайн

Создаю дешевые и качественные сайты

подробнее

Портфолио

Ваше краткое описание подчеркивающее основную суть текущего блока.

подробнее

Фотографии

Моё хобби

подробнее
Наш форум
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум города Юрьевец » Культурная жизнь » Культура » Кривозёрский мужской монастырь
Кривозёрский мужской монастырь
lotosДата: Понедельник, 24.03.2008, 20:36 | Сообщение # 1
Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 2633
Репутация: 9
Статус: Offline
16 ноября 1947 года Совет Министров СССР принял Постановление о строительстве Горьковской Гидроэлектрической станции, которая стала очередным Гидроузлом в основании волжского каскада. В зону затопления попали населённые пункты Чкаловского, Пучежского, Юрьевецкого и Кинешемского районов.
Работы по переселению из зоны затопления начались в Юрьевецком районе в 1950 году. Решением Ивановского облисполкома изымались земли для ложа водохранилища по Юрьевецкому району: всего – 39 621 га., в том числе: земель колхозов – 26 687 га., земель других землепользователей – 13 004 га. Зона затопления затронула территории 22 сельских Советов района и 31 колхоза.
Было перенесено из зоны затопления жилых домов по городу – 214, п. Н. Слободка – 672 дома, сельская местность – 1315 домов, общественных построек – 1709, других построек – 383.
Из ложа водохранилища было убрано 8 церквей, в том числе и Кривозерский мужской монастырь вместе с посёлком Новая Слободка.
В окрестностях Новой Слободки,
Где древний стоял монастырь.
Вели там дорога и тропки,
В дубраву, где озера ширь.
Остановить время и дать нам возможность взглянуть в диво этого монастыря сумел, в своих полотнах «Вечерний звон» и «Тихая обитель», великий И. Левитан. В «Тихой обители», одной из лучших его картин, слились воедино и вновь увиденное и сотни других воспоминаний.
В 1851 году на выставке картин «Тихая обитель» произвела огромное впечатление. А.П. Чехов писал своей сестре: «Левитан празднует именины своей великой Музы».
Свято-Троицкая Кривозерская Пустынь Костромской Епархии находилась в Макарьевском уезде Костромской губернии на левом берегу Волги. На противоположенном берегу Волги раскинулся уездный город Костромской губернии – Юрьев - Повольский, с его церквями.
Сама Пустынь была построена на песчаных холмах. С трёх сторон она была окружена озёрами: Кривым, от которого получила название – «Кривозерская», Змеиным и Лопенным. Окаймлялась полями и рощами, состоявшими большей частью из берёз, сосны и отчасти дуба.
С южной стороны монастыря на протяжении нескольких вёрст тянулись песчаные возвышенности, называемые «Асафовыми горами», по имени Асафа – по преданию разбойника, укрывающегося там со своею шайкой, которая производила грабежи на реке Волге.
Во время разлива реки Волги и двух соседних рек: Унжи и Нёмды, когда вода из них соединялась с водой озёр монастырских – монастырь представлял собой живописный вид. В особенности прелестный вид представлялся глазам с
противоположенной монастырю горы Юрьевца. Тогда Пустынь, находящаяся

на луговой стороне и окружённая отовсюду водами, казалась как бы стоящей на острове. Скромные белые здания Пустыни резко выделялись из массы тёмных вод. В это время взгляд, брошенный наблюдателем с противоположенной стороны навевает на душу, какие-то сладостно – грустные и неземные чувства.
Кривозерская пустынь представляла собой квадратный четырехугольник, в середине его помещались четыре монастырских храма. По бокам братские кельи, трапезная и каменная ограда с двумя большими башнями на юго-западной и северной сторонах обители. Над святыми вратами помещалась довольно высокая колокольня.
Как следует из исторических источников, пустынь основана в первой половине 17 столетия по предсказанию одного раба Христова – блаженного Симона Юрьевецкого: «… через сорок лет по кончине на том (на восточной стороне от города) берегу будет создана обитель на спасение инокам.» Блаженный Симон скончался в 1584 году, следовательно первоначальное основание пустыня должно относиться к 1624 году. Тогда здесь и поселилось несколько любителей безмолвно – уединенной жизни. В 1641 году жители пустоши уже построили храм Пресвятой Троицы с четырьмя пределами: Знамения Пресвятой Богородицы, Священномученника Антипы, Благоверного Князя – Александра Невского, Преподобного Варлаама Хутынского. Первоначальником Пустыни был первооснователь и строитель монах Симон, муж аскетического направления.
В 1676 году Пустынь была описана в писцовой Книге И. Желябовским: «За Волгою, против Юрьевца – Повольского посаду монастырь Троицкой Кривозерская пустынь стоит». Большую известность и уважение обитель Кривозерская приобрела с 1709 года, когда новоначальный инок этой обители Корнилий, в миру Кирилл Уланов, царский иконописец, в первые дни после пострижения написал икону Божией Матери, именуемой Иерусалимскою.
Много написал Уланов икон для монастырей и церквей, но Икона Иерусалимской Богоматери лучшее его творение и все три варианта: храмовая – 1709 года, для своей кельи – 1709 года и носимая – 1715 года, признаны чудотворными. Много чудес числится за иконой. В 1765 году она спасла братию, укрывавшуюся за ней от разбойников, нападавших на обитель с Асафовых гор. Остались на ней следы нескольких дробин.

 
lotosДата: Понедельник, 24.03.2008, 20:37 | Сообщение # 2
Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 2633
Репутация: 9
Статус: Offline
В 1781 году от неизвестной причины случился в монастыре пожар. Все иконы и церковная утварь сгорели дотла, но огонь даже не коснулся иконы Иерусалимской Богоматери.
В монастырь стекались богомольцы, чтобы поклониться новонаписанной иконе, брали её в свои селения для совершения молебнов. Вследствие этого благосостояние Пустыни быстро увеличилось. Деревянные постройки заменялись на каменные.
Строитель иеромонах Моисей (1728 – 1734 г.г.) в дни своего управления монастырем, предложил братии вместо деревянного храма Живоначальная Троица воздвигнуть каменный. Освещение храма последовало в 1748 году. В 1795 году была построена новая каменная колокольня со святыми вратами.

В 1796 году возводится каменная церковь во имя Благоверного Князя Александра Невского. В 1797 году строится братская трапезная, квасоварня и хлебопекарня, настоятельский корпус и каменная ограда вокруг обители. В 1799 году был построен сменный храм Священномученника Антипы.
В 1827 году было закончено строительство большого пятиглавого собора в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, с двумя приделами: в честь Преображенья Господня и во имя Сергия Радонежского, и в честь Варлаама Хутырского.
Сегодня Кривозерского монастыря нет. Место, где он находился, скрыло под своими водами, как и другие заволжские окрестности, и глухие буераки, Горьковское море. Однако память о нем сохранится в воспоминаниях очевидцев, тех, кто жил по соседству с этим монастырем. Одна из них – Одинцова Вера Михайловна, участница войны, бывший педагог и экскурсовод музея Юрьевецкого Дока, история которого непосредственно связана с Кривозерьем.
В 1894 году столичная фирма «Э.Г. Брант и Компания» купила участок земли у Кривозерского мужского монастыря и построила против Юрьевца крупнейший, по тем временам, лесопильный завод на Волге. Вокруг него вырос рабочий поселок – «Новая Слободка». Места там были дикие, с валовыми, дремучими лесами. На берегу Кривого озера в гуще лесов и болот находился монастырь.
По рассказам своей бабушки В.М. Одинцова вспоминала: «Были здесь несколько церквей и собор, двухэтажные жилые дома для Высокопросвященства, одноэтажные каменные помещения с монашескими кельями. Вся территория обнесена высокой кирпичной стеной. Малиновый звон колоколов, блеск позолоченных куполов и маковок собора привлекали внимание проезжавших по Волге купцов и путешественников. Многие монахи отличались приветливостью, добротой и гостеприимством. Окрестные жители часто наведывались в монастырь, там их кормили гречневой кашей с постным маслом. У детей это вызывало неописуемую радость. Монахи также выпекали хлеб и по пятницам. Всем, посещавшим монастырь, его давали бесплатно».
После революции судьба Кривозерского мужского монастыря была предрешена, его закрыли. Убранство церквей и собора вывезли неизвестно куда. Иконы горели в кострах. Монастырскую братию изгоняли из келий, многие, опасаясь преследований за веру, пустились в бега. И лишь небольшая часть монахов осталась в поселке.
Новая Слобода жила, как и все рабочие «Брантовки». В 1923 году монастырь приспособили под тюрьму. В ту пору, говорят, в ней содержалось более сотни заключенных, в основном уголовники.

 
lotosДата: Понедельник, 24.03.2008, 20:38 | Сообщение # 3
Президент
Группа: Администраторы
Сообщений: 2633
Репутация: 9
Статус: Offline
В 1929 году тюрьму закрыли, помещения монастыря передали лесопильному заводу «Красный Профинтерн», основанному московской фирмой «Брант и Компания» под общежитие для рабочих. На землях бывшего Кривозерского монастыря был создан первый совхоз уезда «Кривозерье», где работали бывшие заключенные. Затем, на земельных угодьях совхоза «Кривозерье», 21 сентября 1930 года, постановлением Совнаркома СССР и
Наркомата Заготовок с подчинением управлению государственного строительства по реконструкции Средней Волги «Седневолгостроя» Народного комиссариата тяжелой промышленности был создан совхоз «Маяк».
В конце 20-х начале 30-х годов увеличилось закрытие храмов. Они приспосабливались под различные хозяйственные и культурные учреждения. Не минуло это нововведение и Кривозерья, где в то время еще действовал один из храмов монастыря (судя по всему Иерусалимской). Группа рабочих лесозавода «Красный Профинтерн» обратились в президиум Юрьевецкого райсполкома с просьбой о закрытии этого храма на заседании президиума от 30 октября 1930 года (о чем свидетельствует протокол № 75) их просьба была удовлетворена. Она была направлена в областной исполнительный комитет Ивановской промышленной области.
Выписка из протокола № 14 заседания президиума областного исполнительного комитета Ивановской промышленной области от 6 мая 1931 года гласит:
«Слушали: «О ликвидации Ерусалимской церкви при б. Кривозерском монастыре в Юрьевецком районе.»
Постановили: Принимая во внимание:
1) что указанная церковь расположена на территории лесозавода «Красный Профинтерн», который в настоящее время значительно расширяется и не имеет совершенно помещений под культурно – просветительные учреждения для своих рабочих;
2) что рабочие этого завода высказались за закрытие церкви с целью переоборудования ее здания под клуб;
3) что здание церкви вполне может быть приспособлено для этой цели;
4) что, потребная на переустройство сумма, полностью отпускается администрацией завода;
5) что группа верующих, пользующаяся этой церковью, не многочисленна и вполне может удовлетворить свои религиозные потребности в других молитвенных зданиях г. Юрьевца, отстоящего от б. Кривозерского монастыря в 2-х километрах. Договор с группой верующих на пользование указанной церковью расторгнуть. Как молитвенное здание ее ликвидировать и передать Юрьевецкому Райисполкому для использования под клуб рабочих лесозавода «Красный Профинтерн».
Предложить Юрьевецкому Райисполкому настоящее постановление объявить группе верующих и произвести изъятие у нее церкви с соблюдением ст. 36 и 37 Постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях».
Сегодня над этой монастырской стороной, о которой когда-то ходили легенды, плещется Горьковское море. Кривозерский монастырь, как памятник истории и культуры и как архитектурная достопримечательность исчез, но память о нем жива.
В 90-х годах в нашем городе открылось подворье Свято – Николо – Шартомского мужского монастыря, а посреди Волги на том месте, где когда-то стояли цеха завода Бранда, монахами подворья поставлен крест. Он символизирует память людскую.
И сейчас все, кто приезжают в Юрьевец или просто проезжают по Волге, невольно обращают внимание на крест. И он горит на солнце, как свеча, в память всех ушедших и во здравие и благодарность всех живущих.
 
Форум города Юрьевец » Культурная жизнь » Культура » Кривозёрский мужской монастырь
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
наверх